Активисты утверждают, что количество абортов в Румынии постепенно и незаметно сокращается

09 Сентября, 2021

1 сентября 2021 г. | 8:33 AM ET
ЛУЧИЯ БЕНАВИДЕС

Даниеле Дрэгич хорошо известно, что означает запрет на аборты. В 1976 г., когда она училась в лицее в Бухаресте, столице Румынии, она забеременела потому, что меры контрацепции не подействовали. Аборты в Румынии были запрещены.

Подруга отвела госпожу Дрэгич к женщине, у которой не было никакой медицинской специализации, чтобы та помогла ей прервать беременность.

«Ночью меня отвели в дом на окраине города, где жила пожилая женщина», – вспоминает г-жа Дрэгич. «На ржавой плите она кипятила металлические инструменты в емкости, наполненной большим количеством спирта».

После болезненной операции г-жа Дрэгич вернулась домой. Наутро она все еще чувствовала себя плохо, и на следующее утро лучше ей не стало. Позже она обратилась к другой женщине, которая отвела ее к гинекологу, и, в конце концов, та завершила аборт – тоже незаконно – на кухонном столе.

«Мне еще повезло, что я не умерла», – утверждает г-жа Дрэгич, активистка, выступающая за право на аборт и половое воспитание. «Я могла бы разделить судьбу других женщин, которым занесли инфекцию и так и оставили умирать».

 

В 1966 г. лидер коммунистов Николае Чаушеску запретил аборты и противозачаточные средства, рассчитывая тем самым повысить рождаемость в стране. За время его правления, до 1989 г., по приблизительным оценкам, 10.000 женщин скончались в результате небезопасных абортов, а сотни тысяч детей оказались в и без того переполненных детских домах, где страдали от жестокого обращения и плохого питания.

В начале девяностых, после свержения Чаушеску, новое правительство разработало первую в Румынии программу, посвященную поддержке семей. С тех пор репродуктивные права начали укрепляться. Было легализовано прерывание беременности в течение первых 14 недель, узаконена контрацепция, а в государственных школах начали преподавать курс полового воспитания.

Однако такое положение дел просуществовало недолго. Активисты утверждают, что за последнее десятилетие правительство сократило ресурсы, выделяемые на программу, направленную на поддержку семей, что привело к закрытию десятков клиник. Согласно исследованиям активистов и профессиональных медицинских работников, гинекологи  все чаще отказываются выполнять хирургические аборты, ссылаясь на положение, позволяющее отказаться от проведения этой процедуры по соображениям совести, а также на всевозможные моральные или личные причины, в частности, религиозные. В 2011 г. правительство перестало предоставлять субсидии на противозачаточные средства. А курс полового воспитания в школах больше не преподается.

«Мы шагнули вперед, а теперь движемся назад»

То, что происходит в Румынии, вписывается в недавно возникшую тенденцию, отмечающуюся в Европе, при этом следует учитывать, что консервативные христианские организации, зачастую действующие при поддержке американских спонсоров, все усиливают свое политическое влияние.

Румынская православная церковь – учреждение влиятельное, особенно в сельской местности. А так называемые кризисные центры для рожениц, действующие под руководством различных христианских организаций, распространились по всей стране, и их персонал стремится убедить женщин не прерывать беременность.

«До присоединения Румынии к Европейскому Союзу  в 2007 г. эта страна была образцовой, лидировавшей в Центральной и Восточной Европе в том, что касается гинекологического лечения», – заявляет г-жа Дрэгич. С 1992 по 2002 гг. она работала менеджером программ в некоммерческой организации, финансируемой США. «Сейчас на наших глазах разрушается сеть клиник по планированию семьи. Иными словами, мы шагнули вперед, а теперь движемся назад».

Из-за коронавируса прерывать беременность стало сложнее

«Пандемия COVID-19 только усугубила проблему», – утверждает Андрада Чилибиу из Центра Filia, организации, выступающей за право на аборт. В марте 2020 г. правительство опубликовало список услуг первой неотложной помощи, которые должны оказывать государственные больницы, в то же время занимаясь лечением пациентов, заразившихся коронавирусом. Прерывание беременности в этот список не вошло.

«Когда в Румынии было введено чрезвычайное положение, только в одной больнице в Бухаресте проводили аборты, и эта больница была частной», – говорит г-жа Чилибиу. «Женщины были вынуждены платить по 3000 леев (720 долларов), и это возмутительно». Она утверждает, что сокращение числа абортов послужило для чиновников из сферы здравоохранения поводом отказаться от их проведения. Под давлением организаций, выступающих за проведение абортов, в апреле 2020 г. правительство разрешило государственным больницам проводить прерывание беременности. Однако, как считает г-жа Чилибиу, ущерб такие обстоятельства уже нанесли. «В больницах лгут», – говорит она. «Мне говорят (как того и требует Закон о свободе информации), что хирургические аборты делаются, но, когда я звоню в сами больницы, во многих из них мне отвечают, что у них эту процедуру не проводят».

На протяжении последних нескольких лет г-жа Чилибиу проводила неофициальный опрос во многих государственных больницах Румынии, звоня по телефону и представляясь беременной женщиной, намеренной сделать аборт. Полученные результаты она опубликовала на сайте организации.

Согласно ее заметкам, в июне 2020 г. в 55 из 134 государственных больниц, где проводился опрос, заявили, что делают аборты. В июне этого года только в 28 государственных больницах ответили, что делают аборты. Национальный институт статистики подтверждает существование той же тенденции. Уровень рождаемости в  стране увеличился в конце 2020 года – через девять месяцев после вспышки пандемии, – тогда как количество абортов снизилось на 35% с 2019 по 2020 г.

«В результате, – говорит г-жа Чилибиу, – женщинам приходится преодолевать немалые расстояния, чтобы получить соответствующую услугу, или искать способ решить проблему самостоятельно».

«В 2021 г. женщины по-прежнему делают аборты дома, пользуясь в этих целях различными тупыми предметами», – говорит она, вспоминая 24 года, на протяжении которых действовал запрет Чаушеску на прерывание беременности.

Сторонники сталкиваются с ярыми противниками

Г-жа Дрэгич, активистка, пережившая небезопасный аборт в семидесятых, утверждает, что организации, выступающие против абортов, приобретают все больше влияния в румынской политике.

«30 лет спустя мы слышим те же лозунги, что и во времена коммунизма. Женщины не должны прерывать беременность, при этом противозачаточные средства Министерством здравоохранения не предоставляются», – говорит г-жа Дрэгич. «Снова сталкиваться со всем этим просто смехотворно».

В румынском Министерстве здравоохранения комментировать эту ситуацию отказались. Связаться с другими организациями, выступающими против абортов, для обсуждения этого вопроса нам не удалось, а одна из них, Ассоциация Pro Vita, отказалась от комментариев, сославшись на проблемы, которые могли бы возникнуть в случае поддержки абортов, и на гендерные аспекты.

В сентябре 2020 г., после того как женщина в Румынии умерла в результате непрофессионально проведенного аборта, представитель Министерства здравоохранения Оана Григоре подверглась критике со стороны активистов за свое высказывание о том, что «министерство выступает за донашивание беременности, а не за ее прерывание».

Однако г-жа Дрэгич говорит, что все еще не утратила надежду. В последние месяцы, после долгих переговоров между организациями, выступающими за аборты, и правительством, Министерство здравоохранения пообещало заново учредить 100 клиник по планированию семьи, а Министерство образования согласилось возобновить обсуждения по вопросу полового воспитания в школах.

«В этот раз наши успехи незначительны, но они все же есть», – говорит г-жа Дрэгич. «Я не чувствую усталости или удрученности. Я по-прежнему действую, потому что многие другие уже отказались продолжать. Но, будучи сторонницей, я знаю, что ключевой посыл заключается в следующем: «Никогда не сдавайся». Именно это я и делаю. Я не сдаюсь».

Этот репортаж подготовлен при поддержке Международного фонда женщин, работающих в СМИ.

Источник: NPR

 

[:]

Партнеры

Мы используем файлы cookie
Мы используем файлы cookie для корректного отображения контента и для удобства использования веб-сайта.
Принимаю
Не принимаю