
Российская Федерация. Уровень абортов снизился почти на 90% и продолжает падать, говорят исследователи. но...
![]() |
Красная площадь, Москва |
Количество абортов в Российской Федерации снизилось почти на 90 процентов с конца советских времен, поскольку другие средства контрацепции стали широко доступными, говорится в новом исследовании Виктории Сакевич из Высшей школы экономики и Бориса Денисова из Московского государственного университета.
Есть два исключения из этой тенденции, по мнению двух демографов, которые уже много лет занимаются абортами: Москва, где большое количество трудовых мигрантов привело к росту числа абортов в последнее время, и Тыва, которая еще не прошла через революцию в контроле над рождаемостью, которая произошла в других странах.
По мере того, как число трудовых мигрантов в Москве уменьшается или, по крайней мере, предпринимаются попытки помешать тем, кому разрешено приезжать, привозить с собой свои семьи, а Тыва переживает такую демографическую эволюцию, которая делает доступ к другим профилактическим мерам более распространенным, эти аномалии будут уменьшаться и в конечном итоге исчезнут.
Но вместо того, чтобы воспринимать такие выводы всерьез и полагаться на анекдоты, в основном связанные с Москвой, Анатолий Несмиян, который ведет блог под псевдонимом Эль Мюрид, говорит, что Кремль решил пойти в сторону ограничения доступа к абортам или даже полного запрета на них. (t.me/anatoly_nesmiyan/21079 перепечатано на kasparov.ru/material.php?id=670F57404D248).
Эта модель, по мнению Эль-Мюрида, типична для подхода Кремля, когда дело доходит до демографических вопросов. Она не обращает внимания на то, что на самом деле происходит и почему, и в результате регулярно участвует в неправильных битвах, часто посвящая свое внимание и энергию битвам, которые Россия уже выиграла или не может надеяться выиграть теми средствами, которые выбрал Кремль.
Несмотря на это, российское правительство активно стремится сократить количество абортов в России, поскольку оно сталкивается с тем, что оно считает растущими демографическими проблемами. Несмотря на конституционное право на аборт и сокращение числа хирургических абортов, Москва запретила пропаганду абортов и поддерживает законы региональных правительств против абортов. (Окно в Евразию, 18 октября, 21 декабря 2024 г.; Garant.ru; ConsultantPlus, по состоянию на 12 марта).
Москва не ввела запрет на аборты по всей стране, что вызвало бы критику в политически чувствительных и крупных населенных пунктах, таких как Москва и Санкт-Петербург. Вместо запрета правительство поддержало действия субъектов Федерации по ограничению доступа к абортам, обеспечив сложный процесс, который варьируется по регионам.
Из-за этого набора правил аборты стали труднодоступными в одних регионах и более простыми в других. Это, в свою очередь, привело к появлению и росту «туризма» абортов, поскольку женщины путешествуют из регионов, где аборты ограничены, в другие страны или даже за границу, где к нему легче добраться (Новая газета Европа, 7 февраля; Veter, 6 марта). Используя этот подход, Кремль стремится сохранить власть, перекладывая ответственность за региональные ограничения на отдельные регионы, как это было во время пандемии Covid-19 (см. EDM, 27 апреля 2020 г.). Такой подход, однако, может привести к неприятным последствиям, ослабив авторитет Москвы и продемонстрировав гражданам, что законы можно обойти.
В декабре 2023 года в Госдуму был внесен законопроект о запрете абортов в частных клиниках, но парламентский комитет по здравоохранению его не поддержал. Однако многие частные клиники отказываются делать аборты, что вынуждает женщин обращаться в государственные клиники с длительным временем ожидания и где персонал, как сообщается, оказывает давление на женщин, чтобы они продолжали беременность. Несмотря на то, что сообщалось, что эти клиники добровольно отказались предоставлять услуги, есть подозрения, что это было сделано под давлением властей (Радио Свобода, 9 марта 2024 г.).
Предложение о полном запрете абортов в Вологодской области, примерно в 400 милях к востоку от Санкт-Петербурга, привлекло особое внимание. Георгий Филимонов, губернатор Вологодской области, настаивает на принятии регионального закона, который запретит все аборты, за исключением случаев медицинских осложнений или изнасилования (Новая газета Европа, 7 февраля). Эта демонстрация лояльности Кремлю, а не российской конституции и российским законам, вызывает холод во всем регионе. Даже если такой закон будет принят, что маловероятно с учетом его непопулярности, он вряд ли переживет последующие судебные разбирательства.
Ирина Файнман, активистка за право на аборт, основательница Фонда экстренной контрацепции и автор Telegram-канала «Шепот крови», уверена, что такой закон никогда не пройдет на федеральном уровне, потому что он был бы настолько непопулярен (Российская феминистская ассоциация «ОНА», 22 июля 2023 г.; T.me/shorokhi_krovi, по состоянию на 12 марта). Файнман утверждает, что Москва пытается достичь тех же целей, заставляя регионы один за другим вводить такие меры («Новая газета Европа», 7 марта). Неудивительно, что в этих условиях другие региональные главы стремятся продолжить подход, которого долгое время придерживался путинский режим, и стремятся принять нормативные акты, чтобы переложить ответственность на больницы, врачей и муниципалитеты.
По словам Файнмана, некоторые женщины, которым отказывают в абортах в клиниках Вологодской области, сейчас едут в соседнюю Ярославскую область, где таких ограничений нет. В настоящее время это самый простой вариант, так как они могут добраться туда на местном поезде или автобусе за относительно небольшие деньги. Она признает, что общее число женщин, которые это делают, неизвестно, но больницы Ярославля сейчас сообщают о переполненности отделений акушерства-гинекологии. Возможно, в скором времени им придется отказывать женщинам не потому, что в их регионе аборты запрещены, а потому, что там просто не хватает врачей и медсестер, чтобы справиться с таким количеством процедур (Новая газета Европа, 7 марта). Из-за проекта президента России Владимира Путина по оптимизации здравоохранения, который за последнее десятилетие сократил количество больниц и врачей по всей России, эта проблема будет становиться все более актуальной (Новые Известия, 19 мая 2024 г.; Новая газета Казахстан, 16 сентября 2024 г.).
Феномен поездок российских женщин для абортов разросся до такой степени, что россияне называют его «абортным туризмом», говорит Файнман («Новая газета Европа», 7 марта). Этот термин не является уникальным для России и уже некоторое время используется в других местах. Этот термин приобрел популярность в 2023 году, поскольку все больше и больше женщин путешествовали из региона в регион для абортов. По словам Файнмана, наибольшее внимание привлекли маршруты из Карелии, Курска и Калининграда в Москву и Санкт-Петербург. По словам Файнман, в то время как большая часть российского абортного туризма остается в пределах границ страны, все больше женщин едут в Казахстан и Кыргызстан для проведения процедур медикаментозного аборта. Эти страны предоставляют хорошие услуги в этом отношении и не являются дорогими для российских женщин (Новая газета Европа, 7 марта).
Файнман добавляет, что она и другие активисты в настоящее время формируют группы для просвещения женщин об их правах и о том, как получить доступ к абортам в случае необходимости (Новая газета Европа, 7 марта). Однако российское правительство может противодействовать этому, обвиняя их в пропаганде абортов, что в настоящее время является незаконным на всей территории страны, или иным образом попытаться подавить их деятельность (Верстка, 10 марта). В этой ситуации, по ее словам, российским женщинам не следует продолжать рассчитывать на то, что они смогут получить доступ к таблеткам на следующее утро, как это делают многие в последние годы, а вместо этого следует практиковать безопасный секс, чтобы не оказаться во власти политики Кремля (Новые Известия, 28 ноября 2024 г.; Новая газета Европа, 7 марта). Абортный туризм – это лишь один из способов, с помощью которых усилия Москвы по ограничению или даже запрету абортов приводят к обратным результатам. Российские социологи утверждают, что такие шаги практически ничего не дадут для повышения рождаемости (Окно в Евразию, 16 февраля). Однако, если говорить более серьезно, многие российские женщины обратятся к нелегальным поставщикам услуг по прерыванию беременности с большим риском для своего здоровья и жизни (Если быт точным, 28 июля 2023 г.).
Следовательно, в то время как запрет абортов в некоторых регионах может понравиться российским консерваторам, этот шаг может привести к подрыву власти Путина, что, безусловно, не является тем результатом, которого хотят ни он, ни российские консерваторы (Окно в Евразию, 7 августа 2023 г.).
Эта статья была опубликована в Eurasia Daily Monitor Фонда Джеймстауна Том: 22 выпуск.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ: Пол Гобл, Окно в Евразию 2. 18 октября 2024 года. По словам Сакевича и Денисова, количество абортов, снизившееся почти на 90 процентов с конца советских времен, продолжает снижаться по всей России, за исключением Тывы и Москвы.
+ Евразия Таймс. https://windowoneurasia2.blogspot.com/2024/10/far-fewer-russian-women-childless-than.html, 28 октября 2024 года.